Слухи и сплетни – инструмент диагностики корпоративной культуры

В каждом коллективе всегда найдутся люди, которые прекрасно управляют общественным мнением. В оперировании информации заключена мощная власть.  9 коммуникации  И они не упустят возможности взять её в свои руки с помощью народных средств – обычных слухов и    сплетен.  Сплетни и слухи намеренно используются в качестве оружия накануне слияний и  поглощений, с целью смещения руководителя и перед приходом нового, чтобы повысить  пошатнувшийся авторитет, укрепить положение или «уронить» репутацию конкурента.

Вот случай  из истории грязного пиара. Все клиенты некоего банка получили письма, где было написано: «Уважаемые клиенты и вкладчики! С нашим банком все абсолютно в порядке. Никаких проблем нет. Не верьте тому, кто говорит, что у нас проблемы с выплатами. Не верьте слухам, что у нам проблемы. Все будет как прежде: никаких особых условий, никаких санкций со стороны  государства к нам не применялось, оставайтесь с нами!» Как думаете, что сделали люди, получив эти письма? На следующий день вкладчики толпами осаждали отделения банка, желая забрать деньги. Конечно же банк не имел к письмам никакого отношения, это сделали «добрые люди» из банка-конкурента. Что примечательно, ничего противозаконного они не сделали. Они написали правду!

Арсенал «агента влияния»
Но чтобы нужная эмоция запустилась, важна такая малость, как порядок слов, формулировка. Потому что частица «не» обладает особым свойством вилять на наши мозги. На эту тему есть анекдот про мужика, который пришел в баню, помылся и вдруг обнаружил, что забыл полотенце. Стоит он в предбаннике и думает: «Что же делать?» И вдруг видит на стене объявление: «Занавесками не вытираться!»    «О! Хорошая мысль!» — обрадовался он.
 Первое — формула сплетни может быть такой: только не подумайте ничего плохого! Что появилось на вашем внутреннем экране? Плохое! Все самое ужасное, что можно вообразить, сразу приходит в голову.
Второе оружие — это адрес обращения. Вы услышали нечто такое, что якобы не предназначено для ваших ушей. Далее следует: «Ой, вы ничего не слышали, я ничего не говорил!» Дальше ваш выбор – передавать кому-то эту информацию или нет. Принимать её всерьез или нет. Волноваться на эту тему или забыть.
Третье – сплетники запускают мыслительный «вирус», который очень похож на компьютерного «червя». Устроен он аналогично: есть «голова» вируса, которая проникает в систему компьютера или в наше сознание, и хвост, который тащится следом и путает программы. В качестве «головы» слуха запускается то, что действительно является правдой, фактом. Слух оформляется, как только к этому факту мы привязываем какой-то смысл. Как только факт породил какие-то действия – запустился мыслительный вирус.
Если наш конкурент выпустил новый продукт ( а это факт), значит … дальше выбирайте:
— произойдет подорожание
— начнут трясти маркетинговый отдел: куда вы смотрели
— директор устроит скандал: персонал плохо работает
— директор срочно организует новый тренинг
— всех лишат премии
Продолжение может быть любое!
Те, кто сознательно заинтересованы в возникновении вируса, не просто так распространяют негатив, а преследуют конкретную цель, доводя сообщение до сознания окружающих.

Слухи и сплетни – один из инструментов диагностики корпоративной культуры.                                                           Если запустить информацию и посмотреть во что она превратится на выходе, можно обнаружить конфликты, выявить основные каналы передачи информации и противоборствующие силы, главных героев и интересы сторон.
Наша задача помнить, что реальность всегда больше отдельного мнения. Если на работе вас пытаются втянуть в информационную войну, старайтесь держаться нейтрально. Не включайтесь в игру, не подумав!
Главное правило: никогда нельзя спорить со сплетнями и слухами! Споря, вы их только повторяете и укрепляете. Например в самый неподходящий момент вам говорят, что вы якобы подписали какой-то неприятный документ или выступили с непопулярным мнением, не надо спорить, у вас есть три варианта ответа:
1. Согласиться, но изменить смысл «Да, подписывал, но это была не жалоба, а заявка на замену компьютеров»
2. Согласиться, но изменить главное действующее лицо: «Да, это было не со мной, а с Петровым!»
3. Увести в детали: «А что вы вообще знаете о работе нашей компании в то время?»

Помните, никто не может втянуть вас в информационную войну, если вы этого не хотите. Поэтому проверяйте факты и делайте выводы.


Добавить комментарий